Мануал методики:
- Используется для диагностики детей и взрослых, индивидуально и в групповом исследовании.
- материалы: карандаш и лист бумаги.
- временных ограничений нет.
- интерпретация: рисунок является выражением Я художника.
- ВАЛИДНОСТЬ и НАДЕЖНОСТЬ: низкая по авторским интерпретациям и отдельным деталям рисунка, высокая - по общим субъективным оценкам.
- Инструкция: «Нарисуй человека».
Предлагаю Вашему вниманию те ключевые моменты, с которыми я сталкивалась на практике.
ГОЛОВА
Голова — сфера интеллекта (контроля). Сфера воображения. «Я». Усвоенные (ассимилированные из личного опыта и интроецированные (заглоченные, не из моего опыта)) знания о себе. Статус личности (в том числе профессиональные и социальные роли). Стремление к консервации и фиксированности.
Размеры:
- большая — значимость мышления (вероятен неосознаваемый интроект)
- маленькая — переживание собственной интеллектуальной неадекватности.
Голова изображается обычно первой (с рождения первый визуальный взаимный контакт с человеком – лицо), если эта часть тела изображается в самом конце рисования, то вероятен межличностный конфликт.
Лицо. Черты лица включают глаза, уши, рот, нос - обеспечивают сенсорный контакт со средой.
Подчеркивание лица - фиксация на отношениях с другими или на своем внешнем виде. Лицо не выраженное - тревожность, застенчивость.
Подбородок (подчеркнут) - потребность доминировать.
Уши (подчеркнуты) - чувствительность к критике или желание все улавливать, подслушивать.
Уши маленькие или отсутствуют - стремление избежать критику, нежелание слышать.
Аудиалы, как правило, выходцы из семей, в которых нужно было для сохранения безопасности улавливать ушами, прислушиваться и предугадывать «за версту» (крик, вербальные оскорбления).
Глаза закрыты (спрятаны) либо глаза-кружочки — желание не видеть.
Размеры:
- большие - страх, тревожность, чувствительность к грубости, черствости.
- маленькие - «ушел в себя».
- Прищуренные - скепсис, настороженность, всматривается.
- длинные ресницы - кокетливость, демонстрация себя.
Полные губы на лице мужского пола - чувственность, доминирование женского начала.
Рот с выраженной «натянутой» улыбкой - вынужденная «хорошесть», предъявление социально одобряемых реакций.
Ярко выраженные ноздри - примитивная агрессия.
Прорисовка зубов - агрессивность.
Волосы сильно заштрихованы - тревога.
Длина и прорисовывание волос у девочек является одним из показателей половой идентификации.
ШЕЯ
Шея - орган, символизирующий связь между сферой контроля (головой) и сферой импульсов (телом). Образ координационной функции. Сознательное согласие или отказ в предъявлении осознаваемых собственных потребностей среде. Активность.
Подчеркнута шея (в том числе бусы, цепи, воротнички) - потребность в интеллектуальном контроле (в том числе эмоциональных проявлений - «отвлечь от лица») либо потребность снизить контроль (желание отделиться от головы, суицидные ассоциации).
Размеры:
- укрупненная - осознание телесных импульсов, старание их контролировать.
- удлиненная - состояние регрессии.
- толстая и маленькая - проявления неподавленных импульсов.
- отсутствует - вероятность отсутствия сепарации(отделения) с родительской семьей (существует вероятность сепарации в супружеской семье через развод)
ТУЛОВИЩЕ
Туловище - здесь находят проявление, импульсы, потребности, побуждения, аппетиты в широком смысле слова. Изменчивость (нельзя наесться на всю жизнь) и связь с текущим моментом.
Размеры:
- угловатое или квадратное - мужественность.
- крупное - наличие неудовлетворенных, обостренных и осознаваемых потребностей.
- маленькое - чувство унижения, малоценность, желание исчезнуть.
Плечи - физическая сила или потребность во власти.
Размеры:
- крупные - ощущение большой силы или чрезмерная озабоченность силой и властью, сильные телесные импульсы.
- мелкие - ощущение малоценности.
- угловатые - осторожность, защита.
- покатые - отчаяние, чувство вины.
КОНЕЧНОСТИ
Руки — приспособление к окружению. Расширение и ограничение контакта с окружающей средой. Активность.
Размеры:
- размах рук говорит о готовности и стремлении к действию.
- Руки шире у ладони или у плеча — импульсивность.
- Руки, изображенные отдельно или вытянутыми в стороны — осознавание действий, или поступков, которые вышли из-под контроля.
- Руки за спиной — нежелание уступать, прямолинейность, контроль влечений, подавленная агрессия («хочу убить»).
- Руки за спиной или в карманах могут так же свидетельствовать о чувстве вины, неуверенности в себе.
- Руки длинные — потребность в физической силе, желание «дать сдачи», амбициозность.
- Руки напряженные и прижатые к телу — неповоротливость, зажатость, напряжение; подавленность, в следствии регулярного агрессивного насильственного воздействия.
- Руки короткие — не распознавание собственных потребностей и не предъявление их среде, либо импульсивное их предъявление.
- Отсутствие рук — подавленная агрессия, бессилие, фрустрирована потребность в контактах.
- Рука отсутствует слева — материнская фигура воспринимается как нелюбящая, отвергающая, неподдерживающая.
- Искажения или акценты правой руки — социально-ролевой конфликт.
- Руки сильные — агрессивность, энеричность.
- Рука, как боксерская перчатка — вытесненная агрессия.
- Руки неясно очерчены — нехватка самоуверенности в деятельности и социальных отношениях.
- Пальцы отделены — вытесненная агрессия.
- Большие пальцы — грубость, агрессия.
- Пальцев больше пяти — агрессивность, амбиции.
- Пальцев меньше пяти — зависимость, чувство бессилия.
- Пальцы длинные — открытая агрессия.
- Пальцы сжаты в кулаки — оппозиция, протест.
- Кулаки прижаты к телу — протест подавлен.
- Кулаки далеко от тела — протест в действии.
- Пальцы одинаковой длины, или дорисованы варежки, перчатки — усилия на сдерживание агрессивного чувства.
Ноги – опора. Рисунок начат со ступней и ног — доминирует эмоция страха, потребность укрепиться.
Размеры:
- длинные — потребность в независимости.
- короткие — чувство неловкости.
- Ноги неодинаковых размеров — амбивалентность в стремлении к независимости.
- Ноги отсутствуют (или дорисован пьедестал)— замкнутость, ощущение отсутствия собственной опоры.
- Ноги акцентированы — грубость, жесткость в поведении.
- Ступни — подвижность в межличностных отношениях.
- Ступни удлиненные — потребность в безопасности. Потребность демонстрировать мужественность.
- Ступни очень маленькие — скованность, зависимость.
Дополнительно стоит уделять внимание:
- Голова изображена затылком — тенденция к замкнутости.
- Голова в профиль, а тело в анфас — тревога, вызванная средой и потребностью в общении.
- Человек, будто бежит — желание убежать, скрыться, возможна паника и страх.
- Человек без частей тела — отвержение, непризнание, отрицание соответствующих функций.
- Человек в профиль: как лицо, так и тело — отрешенность, замкнутость.
- Амбивалентный профиль — определенные части тела смотрят в разные стороны — сильная фрустрация со стремлением избавиться от неприятной ситуации.
- Неуравновешенная, наклоненная фигура — напряжение, сопротивление.
- Карикатура — свойственное подросткам переживание неполноценности и отверженности. Враждебность, самопрезрение.
- Линия основы (земли) — незащищенность. Придает рисунку стабильность. Значение этой линии разниться (земля после дождя, тонкий лед, асфальт...)
- Разрывы линий, стертые детали, пропуски, акцентирование, штриховка — сфера конфликта.
- Пуговицы, подчеркнутая вертикальная ось фигуры, карманы — зависимость.
- Выделение пояса на туловище, разделение тела на части любыми предметами – потребность в контроле (йоги садятся на ноги???).
- Изобилие острых углов — плохая адаптация.
- Закругленные (округлые) линии — мягкость, женственность.
- Контур неяркий, неясный — боязливость.
- Энергичные, уверенные штрихи—настойчивость, безопасность.
- Линии неодинаковой яркости — напряжение.
- Тонкие продленные линии — напряжение.
- Эскизный контур — тревога, робость.
- Сильный нажим — энергичность, настойчивость. Большая напряженность.
- Легкие линии — недостаток энергии.
- Легкий нажим — низкие энергетические ресурсы, скованность.
- Линии с нажимом — агрессивность, настойчивость.
- Неодинаковый нажим — импульсивность, нестабильность, тревога, незащищенность.
- Изменчивый нажим — эмоциональная нестабильность, лабильные настроения.
- Штрихи укорачиваются при возбудимости, импульсивности.
- Вертикальные штрихи — упрямство, гиперактивность.
- Частые стирания — нерешительность, недовольство собой
- Маленькая фигура — тревога, желание исчезнуть, эмоциональная зависи-мость, чувства дискомфорта и скованности.
- Большой рисунок — потребность занять много пространства, склонность к тщеславию, высокомерию.
- Рисунок на весь лист — компенсаторное превознесение себя в воображении.
- Рисунок расположен в верхней части листа – завышена самооценка (соответственно внизу - наоборот)
- Рисунок у самого края листа — зависимость, неуверенность в себе.
У подобного описания есть только начало, конец невозможен в силу субъективизма и феноменологии того, кто рисует. Однако, надеюсь, вышеперечисленное может послужить структурой в самопознании своего рисунка и себя самого.
|